22
Июн

Методы и основные направления взаимодействия СМИ с аудиторией

Взяв в руки газету или журнал, читатель получает первое представление о них, еще не прочитав ни строчки. Внешний вид  издания должен  соответствовать содержанию, создавать облик, настроение  публикуемых  в них журналистских материалов. Это главная задача при выработке дизайна и верстки печатных СМИ. Она проявляется как на макро-уровне — относительно всего издания,  так и на микро-уровне — при оформлении каждого публикуемого материала.

Успех дизайна издания СМИ во многом зависит от того,  как будет воспринята работа. Оценку дизайнерской работы дает читатель. А человек — существо сложное,  его физически и психический комфорт определяются самыми разными факторами. Поэтому необходимо знать и  учитывать особенности восприятия  человека и,  в частности,  зрительной его составляющей.

Свойства зрительного восприятия

В словарях дается следующее определение: восприятием называют процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе  их непосредственного воздействия  на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего  в процессе  такого отражения.   По статистике,  человек воспринимает  зрительно 83% поступающей к нему извне информации,  на долю слуха приходится 12%, на долю вкусовых ощущений и осязания  — 2%, на долю обоняния — 3%.

Визуальные образы «интернациональны», они позволяют легко преодолеть языковой барьер. Запоминаемость зрительной информации выше,  чем любой другой. Нередко даже словесная информация  откладывается в памяти в виде образов. Может быть, поэтому сейчас,  когда на человека обрушилась лавина информации,  так возросла потребность  в художниках и  дизайнерах?

Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково, следовательно,  существуют объективные  закономерности зрительного  восприятия. Рассмотрим некоторые из них .

Последовательность

Любое изображение или объект,  которые находятся у нас перед глазами, состоят из деталей.  По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся. Глаз  устроен  так,  что за один раз  позволяет обозначить только один  образ, затем переходить  к следующему и т.д., то есть человек смотрит  последовательно.

При знакомстве с объектом он  как бы «ощупывает» его  взглядом. В зрительной памяти остаются характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов,  а перескакивает от одной части изображения к другой, несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения,  по которым человек чаще всего скользит  взглядом,  являются смысловыми центрами.

Запоминаемость

Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 7+2. При верстке полос или создания коллажей нельзя перегружать свою работу.

Избирательность

Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение человека или животного. Лица людей на картине значат больше, чем фигуры,  а главные элементы,  фиксируемые на лице,   -глаза, нос и губы. Точки, в которых при рассматривании зрачок  останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны данного  участка контура. Они наиболее важны для опознания фигуры. Резкие изломы линий используются художниками для создания наибольшей выразительности,  для стилизации изображений. Этот прием использовался в народном творчестве при вышивке крестом  и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты,  по тому же принципу рисуются пиктограммы.

Ассоциативность

Ассоциативность  устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает другое, третье и т.д. Приведем в качестве примера эмоциональное зрительное восприятие линии. При разглядывании различных линий возникают различные  вполне определенные чувства и ассоциации. Разные  формы линий,  их направление — это элементы выразительности.

Образность

Образность  — основанная на ассоциативности способность возбуждать  в сознании художественные  образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан. Порой объект, не виденный ранее, способствует возникновению какого-то близкого, давно знакомого образа. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче,  чем выше его интеллект.

В психодиагностике используют тест Роршаха. Глядя на бесформенные  пятна, человек  пытается определить, напоминают ли они растения или животных,  явления природы или достижения цивилизации. Появляющиеся образы обусловлены формой пятен, цветом,  фоном.  Отношения к цвету — показатель эмоционального состояния,  а степень оригинальности ответов характеризует интеллект, правда излишняя оригинальность  свидетельствует о вычурности мышления.

Художественная выразительность достигается разными путями. Яркий пример тому — творчество импрессионистов: Ван Гога, Гогена. Тулуз Лотрека. Для выражения своих мыслей они  шли на сознательное искажение натуры, и от этого выразительность их произведений только усиливалась

Учитывая особенности  восприятия и соблюдая определенные  правила, дизайнер все же в первую очередь должен руководствоваться творческими критериями.  Так, на все замечания по поводу неточностей в картине «Боярыня Морозова» В.Суриков ответил: «Суть исторической картины — угадывание. Если сам дух времени соблюден —  в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда все в точку — противно даже».

Существуют приемы эмоционального воздействия СМИ на аудиторию :

1) Закон дремлющего эффекта.

Любая информация усваивается аудиторией лучше, если в этой информации есть элементы, рассчитанные на психологический протест. Из этого закона следует принцип настороженности (быстро и прочно усваивается информация об угрозе; при этом остальная информация, содержащаяся в речи, не воспринимается, блокируется) и принцип резонанса (быстро и прочно усваивается информация, непосредственно касающаяся данной аудитории).

2) Прием эмоциональной доминанты.

Сенсация — это новость, преподнесенная с расчетом на неожиданность, на острейшее эмоциональное восприятие.

3) Повозка с оркестром.

Чем привлекали к себе зрителей странствующие актеры? Яркостью,  праздничностью, «карнавальностью»  появления в городе.

4) Прием символизации

Символом  чего стал сейчас шестисотый «Мерседес»? Что символизирует швейцарский банк? Тот или иной товар или товарный знак  символизируют благополучие, надежность,  престижность.

5) Ассоциативное связывание.

Содержание выступления должно содержать в себе замаскированные стимулы, которые направляют сознание человека к определенным ассоциативным связям.

Также важен порядок этих сообщений, т.к. впечатление, полученное от предыдущего сообщения, в какой-то степени накладывается на последующее.

6) Ссылка на авторитет.

Свидетельство «простых смертных», например,  «Лени Голубкова»  или «обычной покупательницы»,  таких же, как и те, на кого направлено выступление.


 

Сохраните информацию:

 

Или присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

ЛЕМУН в FacebookЛЕМУН ВконтактеЛЕМУН в InstagramКанал на YoutubeЛЕМУН в Google +RSS - новости сайта

 


Комментарии ( 0 )

    Прокомментировать

    E-mail опубликован не будет и не будет никак использоваться в дальнейшем. Обязательные поля нужно заполнить. *