Слово «дизайн» охватывает очень большой круг занятий и областей деятельности. В техническом смысле, дизайн — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя . Собственно, дизайн, подразделяется на две большие области: художественный дизайн и техническую эстетику. Художественный дизайн занимается разработкой внешнего вида вещей исключительно с эстетической точки зрения. Техническая эстетика занимается разработкой вещей с точки зрения максимального удобства и эффективности на протяжении всего жизненного цикла вещи, а именно: разработки, внедрения в производство, производства, эксплуатации и утилизации. Объектом дизайна может стать практически все — начиная от конкретных вещей, комплексов и систем, и заканчивая интернет-сайтами и прочими средствами массовой информации; другими словами — дизайн применяется везде, где социокультурно обусловлено человеческое общение. Основными элементами дизайна в целом являются: – точка; – линия; – форма, фигура; – движение; – цвет; – узор; – текстура; – пространство; – текст, шрифт.
Пространство
Пространство, порой заключенное в границы помещения и вытесненное из него мебелью, а порой — вольное, свободное от оков стен, перегородок, шкафов и стульев, было и остается важнейшим и сложнейшим из элементов дизайна. Когда человек находится в пространстве интерьера, он подсознательно соотносит свои размеры с окружающим его пространством. Пространство можно условно разделить на позитивное и негативное. Позитивные пространства образуются массами — предметами мебели, оборудованием, стенами, тогда как негативное пространство — это обычно сам «воздух», окружающий предметы. Именно соотношение позитивного и негативного пространств, выраженное их объемами и конфигурацией, создает атмосферу интерьера. Другими словами, помещение с большим числом позитивных пространств будет ощущаться сложным и замкнутым, тогда как интерьер с большей долей негативных пространств кажется более простым и открытым.
То, как взаимодействуют между собой позитивное и негативное пространства, определяет структуру пространства и пути через него. Это обстоятельство особенно существенно в определении того, статичным или динамическим будет характер интерьера. В более статичном интерьере границы позитивного и негативного пространств определены максимально четко, как это происходит с рядами сидений в аудитории. В динамичном интерьере границы между позитивным и негативными пространствами переменчивы — в ресторане, к примеру, где множество столов разного размера и формы расположены под разными углами один к другому .
Форма и контур
И позитивное, и негативное пространство определяется формой и контуром. Под контуром имеется в виду внешний абрис объектов, выраженных в двухмерной проекции, тогда как формой считается трехмерный объем предмета. Дизайнеры классифицируют формы и контуры по их соотнесенности с элементарными геометрическими фигурами — квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и ромбом. Подавляющее большинство интерьеров основаны на квадрате и прямоугольнике. Они стабильны и придают пространству устойчивость. Треугольники и ромбы более динамичны и обладают собственной направленностью. Наконец, криволинейные фигуры, круги и овалы придают интерьеру мягкость, разнообразие и динамику.
Линия
Основные направления линий — горизонталь, вертикаль, диагональ. Сами они могут быть толстыми и тонкими, прямыми или изогнутыми. При этом дизайнеру помещения приходится считаться с линейным рисунком, заданным архитектурой: углами и линиями, разграничивающими пол, стены и потолок. Кроме того, он обязан принимать во внимание структурные линии предметов меблировки и линии рисунка тканей или обоев. Обычно одно направление линий является в пространстве основным и определяет общее его настроение. При господстве вертикальных линий интерьер будет казаться выше, но вместе с тем более официальным и статичным. Интерьер, в котором господствуют горизонтали, производит впечатление неформального и спокойного. Диагонали вносят динамику в интерьер, их сдержанное использование, например, наклонный потолок или установка мебели под углом к стене, привносит в помещение оттенок необычности и интриги. При этом чрезмерное использование диагоналей грозит созданием ощущения тревоги и даже хаоса. Непрямые линии, изогнутые формы и контуры облегчают жесткую сетку прямых архитектурных линий. Если они длинные, то несут в себе сочетание изящества и покоя, если короткие, — игривость и возбуждение.
Фактура поверхности
Качество поверхности любого объекта является одним из главных элементов в дизайнерском проектировании, поскольку оно воспринимается зрительно и на ощупь. Фактура во многом определяет степень официальности интерьера, она может придавать пространству оттенок холодности или теплоты. Фактуру используют для создания ощущения разнообразия при единстве цвета. Так, сияющие хромированные трубки стульев, контрастируя с грубым ковровым покрытием пола, могут придать очарование интерьеру, который в противном случае казался бы скучным. Среди фактур поверхности выделяют шероховатые и гладкие, твердые и мягкие, блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные. Как правило, шероховатые матовые поверхности, будь то каменная кладка камина или рыхлое плетение шерстяной обивки мебели, считаются неофициальными, а гладкие блестящие поверхности, например, черный лаковый рояль, подчеркивают формальность обстановки. Мягкие ковровые покрытия придают ощущение тепла и комфорта, в то время как гладкие твердые поверхности характерны для холодных деловых по характеру интерьеров. Если дизайнер не учел в достаточной мере архитектурные фактуры, заданные стенами, окнами, каминами и полами, равно как и фактуры мебели, то в одном интерьере может оказаться излишнее разнообразие фактур. Это почти неизбежно приведет к ощущению хаоса и распада интерьера на разные элементы.
Фирменный стиль
Фирменный стиль — это набор цветовых, графических, световых и словесных постоянных элементов, обеспечивающих смысловое и визуальное единство товаров и услуг, всей исходящей от предприятия информации и товаров, их внутреннего и внешнего оформления. На Западе фирменный стиль называют корпоративная идентификация, англ. corporaty identety. Каждое серьезное предприятие должно иметь собственный фирменный стиль. Фирменный стиль очень важен для того, чтобы потребитель мог отличить товары и услуги одного предприятия от другого. Так, включая телевизор, можно сразу определить — какой именно канал в данный момент вещает. Посмотрев на автомобиль можно с той или иной долей уверенности сказать, какой именно автозавод его разработал и т.п. Наличие фирменной цветографики в журнале или рекламном буклете свидетельствует об надежности владельца фирмы, об уверенности в наличии у покупателей положительных впечатлений от его товаров и услуг, т.е. чем ярче издание, тем увереннее его владелец. Также, фирменная эмблема и другие детали фирменного стиля (цвет, форма), использованные в оформлении товара, указывают потребителю на то, что данный товар, скорее всего, является качественным. Наоборот, отсутствие фирменной эмблемы должно насторожить потребителя, потому что означает, что товар изготовлен неизвестно кем и, следовательно, может быть низкого качества. В то же время, фирменный стиль, использованный в дизайне товара, помогает производителю продвигать свой товар на рынке. Товары, оформленные с использованием оригинального фирменного стиля, выделяются из ряда «стандартных» поделок, обращают на себя внимание покупателя, который легче запоминает все нестандартное. Соответственно, повышается эффективность рекламы товара. Фирменный стиль очень важен с точки зрения создания на предприятии атмосферы единства, общности работников предприятия. Это такие элементы стиля, как рабочая одежда, девиз фирмы, цветовое оформление зданий и интерьеров фирмы и т.п. «Соединить нечто разрозненное в нечто единое» — фраза из «Мастера Дизайна» Л.Е. Бежина. С определением можно согласиться, но чтобы данные характеристики были немного разрознены. Явления, о которых писал Бежин — это всё явления социально-экономические, прошло время и это стало индустрией, этому учат. Самым важным в любом фирменном стиле является его оригинальность, его отличие от фирменных стилей других предприятий, в первую очередь — от фирменных стилей предприятий-конкурентов. Впрочем, сегодня существует и другой способ использования фирменного стиля. Недобросовестные производители довольно часто с незначительными изменениями копируют фирменный стиль их более успешных конкурентов, мимикрируют свои изделия под их цвета и формы и вводят тем самым покупателя в заблуждение. Впрочем, фирменный стиль, как и любая другая интеллектуальная собственность, защищен законами об авторских правах, что позволяет владельцу оригинального фирменного стиля наказать недобросовестного конкурента. Если конкретизировать все сказанное выше, фирменный стиль в общем случае состоит из следующих элементов:
1) Фирменные цвета.
Важно подобрать цветовую гамму не только для логотипа, но и для всего фирменного имиджа, включая внешнюю и внутреннюю документацию, окраску стен в офисах и цвет ковра в переговорной. Два или три основных цвета — вопрос лишь на первый взгляд простой. Да, с одной стороны, есть свои представления: банки предпочитают консервативный синий или властный пурпурный, а эксперименты с цветом в нашем обществе, где банкам и так не доверяют, не приживаются. Или, скажем, есть список цветов в спектре красного, который стимулирует аппетит и хорош для ресторанов… В общем, это целая работа, к которой стоит привлекать порой колористов и психологов. С другой стороны, в отношении корпоративных цветов и отчасти шрифтов прекрасно работает «теория разрыва стереотипов», когда внимание может привлечь неожиданный ход.
2) Фирменный шрифт.
Буквы в шрифте различаются характером рисунка, наклоном, насыщенностью, размером. Он разрабатывается индивидуально, так же как и логотип. Для известных брэндов Apple, United Colors of Benetton, Mercedes-Benz именно уникальный шрифт стал одним из самых главных составляющих их узнаваемости. Безусловно, наличие собственного фирменного шрифта выгодно отличит вашу компанию от других, но все же он не является обязательным компонентом фирменного стиля — можно использовать готовые шрифты (только те, на которые не распространяется ничье право интеллектуальной собственности).
3) Визитная карточка.
Элемент, с которого начинаются деловые контакты. После знакомства идет обмен визитными карточками. На самом деле визитка по своей сути является мини-представительством вашей компании. К примеру, посетив деловую выставку, перебирая после многочисленных встреч свою визитницу, иной клиент выберет с кем общаться, глядя на ряды визиток и отмечая самые симпатичные и представительные.
4) Бланк.
Это лист бумаги с названием учреждения, фирмы или частично напечатанным текстом, предназначенный для составления документа по определенной форме. Так как письма и другие документы, как правило, обращены второй стороне, то бланк непременно должен отражать специфику вашей компании, а именно фирменный стиль.
5) Фирменный сайт.
С развитием Интернета и электронной корреспонденции весьма актуальным стал вопрос о фирменном стиле электронной документации. Например, некоторые компании имеют собственный «бланк электронного письма». Сам корпоративный сайт перестал считаться достижением — он есть почти у каждой фирмы. Теперь нужно, чтобы сайт не просто был, но выгодно отличался от сайтов конкурентов. Соответственно, немалое число дизайн-студий добавляют дизайн сайта к услуге по разработке корпоративного стиля. Безусловно, в этом есть смысл — сам сайт можно делать и позже, запустив его по мере надобности, но готовое дизайнерское решение для сайта, гармонирующее с остальными элементами фирменного стиля, хорошо иметь на руках уже в самом начале. Нельзя также забывать о том, что «не шляпа красит человека, а человек — шляпу». Какой бы ни был оригинальный и узнаваемый фирменный стиль, недобросовестность его владельца приведет лишь к тому, что все эти оригинальные эмблемы, цвета и формы закрепятся в сознании покупателя в виде плаката «Не покупать никогда!».
Сохраните информацию:
Или присоединяйтесь к нам в социальных сетях: